Калибровка тахографа

Знать, что такое калибровка тахографа, должны владельцы грузовых автомобилей и автобусов. Порядок прохождения этой процедуры регламентируется действующим законодательством. Она повышает точность показаний бортового самописца, избавляет от проблем, возникающих при проверке устройства инспекторами ДПС. Калибровка тахографа - это операция, при которой выполняются измерения параметров автомобиля. Под этим термином подразумевают процедуру, при которой проверяют точность замера параметров работы автомобиля - пробега, числа оборотов колес, скорости перемещения ТС, расход топлива. В процессе калибровки измеряют величины W (коэффициент прогона автомобиля) и L (длина окружности и давление в шинах), необходимые для правильного расчета вышеуказанных значений.

Зачем нужна процедура

Назначение тарировки (снижения погрешностей измерения) зависит от ее вида:

  • Первичные активация и калибровка выполняются сразу после установки оборудования в автомобиль. Мастер подготавливает прибор к работе, вносит в память нужные данные. Использование неоткалиброванного тахографа приводит к получению штрафа.
  • Периодическая процедура необходима для восстановления точности измерений. Выполняется раз в 2-3 года в зависимости от особенностей оборудования.
  • Вынужденную калибровку стоит проводить при ремонте важных узлов транспортного средства (колес, КПП, мотора), повышении или снижении давления в шинах или замене деталей тахографа. Процедура необходима и при случайном удалении пломб мастера.

Калибровка тахографа предусматривает настройку целого ряда данных.

Какие данные сверяются

Чтобы откалибровать прибор в соответствии с установленными нормами, нужно настроить несколько параметров. В список входит около 20 величин, наиболее важными среди них считаются следующие:

  • заводские данные автомобиля и бортового самописца;
  • установленные лимиты;
  • радиус и давление шин;
  • скорость, пробег, время движения ТС.

Сверяют повышающие или понижающие коэффициенты сигналов, задают дату следующей юстировки.

Основные требования к калибровке

Обоснование необходимости и методы выполнения калибровки прописаны в Приказе Министерства транспорта РФ:

  • Внеплановой поверке и регулировке параметров приборы с СКЗИ-блоками подлежат при замене покрышек на изделия иного радиуса, при модернизации самого тахографа или основных узлов автомобиля.
  • Самописцы стандарта ЕСТР калибруют при смене номерных знаков машины, установке спидометра, обновлении кабелей, соединяющих приборы с бортовой сетью. Также процедура нужна, если введенное в программу транспортного средства время сильно расходится с фактическим.
  • Калибровочная таблица должна соответствовать установленным нормам. Отправляясь в рейс, сотрудник берет с собой исправную карту водителя. Инспекторы ДПС проверяют и сертификат, в котором должен быть прописан адрес откалибровавшей тахограф организации. Обязательно наличие в документе печати и подписи ответственного за процедуру лица.

Калибровка тахографа - это процесс записи характеристических параметров и выявлении погрешности.

Периодичность проведения калибровки

Приборы категории ЕСТР проходят поверку каждые 2 года. Дата новой процедуры вносится в память устройства, прописывается в свидетельстве. Тахографы СКЗИ калибруются раз в 3 года. Этот период совпадает с максимальной длительностью эксплуатации блока криптозащиты.

Срок действия

Согласно Приказу Минтранса, калибровать устройства следует как минимум 1 раз в 3 года. Этот срок соблюдают при отсутствии причин для проведения внеплановой поверки.

Какие документы нужны

Для прохождения калибровки потребуются технические паспорта тахографа и транспортного средства, свидетельство, подтверждающее право пользования автомобилем.

Этапы проведения калибровки

Процедуру выполняют в мастерской, получившей лицензию. При наличии специального оборудования поверку можно провести самостоятельно, однако оформить документ, имеющий законную силу, не получится. Мастерские делают калибровку в несколько этапов:

  • Внешний осмотр тахографа, сверка номеров деталей. На этой стадии выявляются неисправности, способные повлиять на точность измерений.
  • Программное обследование важных узлов автомобиля, помогающее обнаружить поврежденные или вышедшие из строя элементы.
  • Измерение основных величин.
  • Внесение нужных данных в память тахографа.
  • Пломбирование самописца и спидометра.
  • Формирование, распечатка и установка калибровочной таблицы.

Поверку считают пройденной, если все параметры прибора соответствуют установленным нормативами образцам. В таком случае в акте отражают результаты калибровки, ОКПД-идентификатор процедуры, информацию о выполнявшем ее мастере. Ставится поверительный штрих-код, соответствующий схеме пломбировки.

Ответственность за несвоевременную калибровку

01 2

ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
ШТРАФ ДО 3 000 рублей

02 2

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
ШТРАФ ДО 10 000 рублей